Jodo
( )
04/10/2005 21:40:08
Джузеппе "Нино" Фарина. Гонщик, который... пел. ( + )

Чем дальше, тем сложнее найти факты, воспоминания, описания и другую информацию о
происходившем в мире Гран-При и в частности "Формулы-1". Вот и о Джузеппе Фарина-первом
чемпионе в истории гонок "Формула-1" приходилось собирать информацию по обрывкам статей,
отрывочным высказываниям современников, выуживать из протоколов гонок и т.д. Получилось
то, что получилось. Поэтому прошу не судить строго, если получилось несколько отличным от
того, как писал раньше. И пусть где-то вышло даже можно сказать стенографично, но не
рассказать о Джузеппе "Нино" Фарина нельзя.

Выходец из "эпохи тридцатых".
Джузеппе "Нино" Фарина родился 30 октября 1906 года в Турине. Это прозвище-"Нино", ставшее
взрослому гонщику почти официальным, появилось еще в раннем возрасте из ласкательного "Джузеппино". Его отец, глава многодетной семьи, помимо любительства к автоспорту, стремился
и к финансовому благополучию. В год рождения "Нино" он основал кузовную мастерскую, дабы
постараться хорошо зарабатывать и дать образование своим детям. Это у него получилось. Но
помимо этого, он сумел передать Джузеппе свою страсть к гонкам. В 14 лет "Нино" получил от
отца в подарок малолитражный 2-цилиндровый спортивный автомобиль "Temperino". Это
обстоятельство, как некий специфический автомобильный воздух, с самого рождения
окружавший мальчика, оказали влияние на выбор будущего чемпиона.
Семейное кузовное дело через некоторое время возглавил родной брат отца и дядя
маленького Джузеппе-Джованни Батиста Фарина, которого за невысокий рост в свою очередь
прозвали "Пинин" (коротышка). Он и превратил в итоге полукустарную мастерскую в знаменитую
кузовостроительную фирму "Pininfarina".
Обладая определенным финансовым благополучием, Фарина окончил Туринский университет,
получив степень доктора экономики и права. Учась в университете, Джузеппе с 19 лет по-
настоящему увлекается автоспортом.
Первая же его гонка в 1932 году Aosta-Grand St. Bernar, проходящая по горным перевалам
между Италией и Швейцарием, стала проверкой характера. На одном из виражей он попал в
аварию и оказался в больнице с переломами и ушибами. Произошедшая неудача не остановила
Джузеппе, а армейская служба в кавалерии способствовала дальнейшей спортивной и духовной
закалке Фарины. Все это и помогло "Нино" в начале 30-х годов научиться укрощать
уже "железных скакунов"-Maserati и Alfa Romeo. Кроме того, его покровителем и наставником
стал сам легендарный Тацио Нуволари!

Гоночная жизнь до "Формулы".
Победа на Гран-При Чехословакии в 1934 году в младшем классе "вуатюред" стала не только
самым крупным успехом для Фарины на тот момент, но и позволила прийти в профессиональную
команду Alfa Romeo, которой в те годы руководила еще одна легендарная личность-Энцо
Феррари.
Несмотря на то, что в 30-е годы на гоночных трассах доминировали в основном немецкие
заводские команды Mеrcedes-Benz и Auto Union, гонщики Alfa Romeo достойно сражались и
компенсировали недостаток мощности мотора своим мастерством. Одним из них был именно
Джузеппе Фарина.
В 1937 году он начал выступать в кольцевых гонках и сначала выиграл Гран-При Неаполя, а
потом и стал чемпионом Италии. Повторив подобный успех в 1938 и 1939 годах. Помимо этого,
он одержал несколько побед в классе "1,5 литра с компрессором", в том числе на Alfa Romeo
158 "Альфетте" выиграл последнюю довоенную гонку-Гран-При Триполи.
Для не успевших вовремя покинуть Германию и Италию гонщиков, период войны стал сложным
этапом жизни, но ни один из них не запятнал свою совесть преступлениями. Правда, не один и
не боролся с фашизмом.
В 1946 году автоспорт возродился и "Нино" возвратился в него. В первой проводимой гонке
Джузеппе не повезло, но уже в следующей-Гран-При Наций, проходившей в Женеве, его Alfa
Romeo была первой. Он опрередил Тросси и Вимилля. Концовка сезона проходила в Монце. Из-за
того, что победу в команде заранее спланировали для Тросси, Фарина ушел, громко хлопнув
дверью. Некоторые даже предположили, что он навсегда отказался выходить на трассу, но в
1948 он вернулся уже не только гонщиком, но и владельцем команды. Выступая на Maserati 4
CLT, Фарина одержал победы в Монако и Женеве. Тогда же "Нино" опробовал новую Ferrari-125
с компрессором своего старого знакомого Энцо Феррари. На ней он победил в Lago di Garde и
совершил успешное турне по Южной Америке, выступая в гонках "свободной Формулы", где
одержал победу в Мар-дель-Платы.
По возвращении на следующий, 1949, год в Европу Фарине пришлось выступать за "Мазерати",
так как вакансий в Феррари уже не было, а Alfa Romeo, в преддверии первого официального
чемпионата мира, взяла паузу для капитальной форсировки пожилой "Альфетты". В итоге он
поставил два рекорда круга в Спа и Берне, а в Лозанне и Розарио добился победы. Именно в
Лозанне Джузеппе встретился в первый раз со своим будущим соперником по "Формуле-1"-Хуаном-
Мануэлем Фанхио. В конце сезона Фарина стал вторым в престижной гонке International
Trophy. Однако, Maserati 4 CLT конструктивно уступала "Феррари" и на ней было почти
невозможно выиграть в следующем году Чемпионат мира "Формулы-1". Это предопределило
возвращение Фарины в Аlfa Romeo.

Первый Чемпион. Везде первый.
Кратко о том, самом первом, чемпионате можно следующим образом: первый мира "Формула-1"
проходил в острейшей борьбе 43-летнего Фарины с ветераном-51-летним Луиджи Фаджиолли
и "юным" 39-летним аргентинцем Хуаном-Мануэлем Фанхио (всем вместе им было 133 года!!!).
Вообще-то, та команда трех "Фа" не знала себе равных, и нет ничего удивительного, что
победа досталась одному из участников, ездивших на Alfa Romeo. И борьба среди них была до самого
последнего метра трассы.
На первом этапе, в английском Сильверстоуне, Фарина пришел первым, а Фанхио сошел за семь
кругов до финиша. На втором, в Монако, Фанхио спровоцировал массовый завал, а избежавший
его Фанхио, спокойно доехал до финиша. В Швейцарии очередность повторилась. Самое
интересное, что первых трех гонках каждый из них брал максимальное количество очков-9, 8
за победу и одно за лучший круг. Только в Бельгии, на знаменитой 14-километровой трассе,
они поделили победные очки: Фанхио получи 8 очков за первое место, а Фарина 4 очка за 4-
ое место и одно за лучший круг. На Гран-При Франции на машине "Нино" сломался бензонасос и
он сошел. Гонку снова выиграл Фанхио и вырвался в зачете вперед. Но на последнем этапе он
смог завоевать только одно очко за лучший круг, а Джузеппе финишировал первым. Что и
позволило ему стать Чемпионом мира.
Это сухая выжимка. Я же предлагаю более подробно остановиться на двух гонках-первой и
последней. IMНО, это вполне логично.

13 мая 1950 года. Сильверстоун. Первый этап Чемпионата мира гонок Формула-1 .
Автомобили Alfa Romeo 158 заняли на той гонке весь первый ряд. Тогда в первом ряду стояло
по четыре машины. Поул завоевал Фарина, на 0,2 отстали Луиджи Фаджиолли и Фанхио. Они
показали абсолютно одинаковый результат: 1.51,0. Четвертую позицию занял приглашенный на
эту гонку в команду Рег Парнелл. Ставший же пятым Принц Бира проиграл времени поула почти
две(!) секунды.
Подавляющее преимущество Alfa Romeo продолжилось и в гонке. Фарина вырвался вперед с
самого старта и уже на втором круге показал итоговое лучшее время-1.50,6. К пятому кругу
четверка оторвалась настолько, что всем стало ясно: никто не сможет вклиниться в их
борьбу. Шедший вторым Фаджиолли на десятом круге сумел обогнать "Нино", всего несколько
кругов спустя Фарина возвращает себе лидерство. На 37-м круге Джузеппе заезжает на пит-
стоп (к этому времени лидеры опережали всех на круг) и через 25 секунд возвращается на
трассу третьим. Но через круг и Фаджиолли с Парнелом в свою очередь заезжают на пит-стоп и Фарина
окончательно выходит вперед. Оставшиеся 31 круг до финиша "Нино" Фарина успешно сдерживал
атаки товарищей по команде и через 70 кругов после старта финиширует первым. Одновременно
совершая первый и единственный в карьре "Формулы-1" хет-трик: поул, победа и лучший круг в гонке.
Троица Alfa Romeo заняла весь подиум, а финишировавшего вторым на Lago Ива Жиро-Кабанту
опередила на два круга.

03 сентября 1950 года. Монца.
Самое интересное в том, что внимание мировой автоспортивной прессы в тот день привлек
вовсе не вопрос того, кто станет Чемпионом мира, а наметившееся к концу сезона
соперничество новой "Феррари" с 4,5 литровым двигателем V12 со "старушкой "Альфетт". Но
нас-то интересует именно вопрос чемпионства.
Итак, перед последним этапом сложилась следующая ситуация: так как в зачет личного
первенства шло четыре лучших результата (по системе 8-6-4-2 и одно очко за быстрый круг),
то лишь Луиджи Фаджиолли почти исчерпал лимит , имея четыре результативных финиша. Правда
все результативные баллы он получил за финиш на втором месте. Поэтому ему надо было
обязательно финишировать первым, чтобы постараться опередить Фанхио и Фарину, так как у
них на тот момент было всего по три результативных финиша. А если учесть еще и то, что все
претенденты на титул имели совершенно одинаковые автомобили, предстоящее сражение
выглядело весьма привлекательным.
Дополнительную интригу, как и ожидалось, внесла новая "Феррари". В среду, накануне гонки,
Альберто Аскари на "Ferrari 375" сходу показал 1.59,00. Он превзошел предыдущий рекорд
трассы, установленный Санези, естественно, на Alfa Romeo, и равнявшийся 2.00,4. Все
оставшиеся два дня тренировок пилоты Alfa Romeo пытались превзойти время Аскари, но тот,
словно издеваясь, проехал еще быстрее-за 1.58,8. Только в самом конце тренировок,
неимоверным усилием, Хуан-Мануэль Фанхио выжал из старушки "Альфетт" 1.58,6 и вырвал
поул. Дабы увеличить конкурентоспособность, перед гонкой на машины Фарины и Фанхио
поставили новые моторы с повышенным наддувом мощностью 360-370 л.с. У "Феррари" же мотор
был без компрессора.
Первый ряд выглядел следующим образом: на поуле стоял Хуан-Мануэль Фанхио, вторым был
Аскари, а с третьего по пятое занимали на Alfa Romeo Фарина, Консальво Санези и Фаджиолли
соответственно. Старт дан и 70000 зрителей погнали гонщиков вперед. Аргентинские
болельщики развернули транспарант "Viva Fangio". Фарина, Фанхио и Санези сразу вырвались
вперед. Дело в том, что "Феррари" со своим V-образным двигателем была не очень приемистой,
но зато очень быстрой. Уже в конце первого круга Аскари вернул себе второе место и в
повороте Десент висел на хвосте Фарины. Скорость лидеров на отдельных участках доходила до
275 км/час и они постепенно стали отрываться от преследователей. На 7-ом круге Серафини на
второй 4,5-литровой "Феррари" прошел Фаджиолли и к нему быстро приблизился Соммер на
Talbot мощностью всего 210 л.с. И чуть позже к ним прибавился на Simca Тринтиньян. На 12-
ом круге сгорела коробка передач у Санези и он сошел.
После 14 круга Аскари удается опередить Фарину, но через два круга после атаки "Нино"
теряет лидерство. Еще шесть кругов он атакует, но неожиданно автомобиль теряет скорость и
Аскари приходиться завернуть в боксы. Чуть позже участь выбывания постигает и Фанхио, на
его автомобиле ломается коробка передач. Но на 37-ом круге во время дозаправки своего
партнера Таруффи Хуан-Мануэль Фанхио пересаживается в его автомобиль и возобновляет борьбу
в гонке. Как бы это не звучало дико, но в то время правила разрешали подобный маневр .
После всех дозаправок среди лидеров сложилась следующая ситуация: первым шел Фанхио, за
ним с отставанием около минуты Фаджиолли, следом Серафини (в 6 секундах от Фаджиолли) и
Соммер.
Серафини заезжает в боксы для замены колес и в его машину садится Аскари,
проделывая "трюк" а-ля Фанхио. После остановки он оказывается за Фаджиолли, проигрывая уже
круг. И тут сгорает двигатель на второй машине Фанхио. К 41-му кругу ситуация впереди
пелетона сложилась следующая: впереди продолжал идти Фарина, отставая на 2 минуты и 15
секунд Фаджиолли, Аскари, удущий как сумасшедший Соммер, Этанселен и Розье.
К 60-му кругу Фарина получил сигнал из боксов и немного сбавил темп. К тому времени он
опережал Фаджиолли на минуту и тридцать секунд, а Аскари и того больше. Благо тот потерял
еще некоторое время, заехав в боксы для проверки покрышек. После остановки на вторую
дозаправку Фаджиолли Альберто Аскари смог выйти на второе место и снова устремился в
погоню за Джузеппе Фарина. "Нино" показывал своему шефу, сто послушно выполняет его
команды, поднимая ногу с педали газа во время проезда мимо боксов. Аскари же гнал
свою "Феррари" во всю прыть, сокращая время отставания. За 10 круг оно уменьшилось с 1.55
до 1.19, но тут закончилась дистанция.
Джузеппе "Нино" Фарина пересек финишную черту, раньше всех увидев перед собой клетчатый
флаг, и стал первым Чемпионом мира гонок "Формула-1".

Последующая гоночная жизнь. Славная, но не более.
На следующий год для Alfa Romeo чемпионат уже сложился не так радужно , Подтянулись
другие команды и особенно "Феррари". Для удержания лидерства пришлось до предела
форсировать машину. В итоге двигатель был разогнан до 400 л.с. и машина получила
индекс "159". В итоге победа снова досталась гонщику Alfa Romeo. Только не Нино , а его
товарищу по команде Хуану-Мануэлю Фанхио. Сам же Джузеппе занял только четвертое место.
Его опередили еще и гонщики "Феррари"-Альберто Аскари и Фелиппе Гонзалес. Итогом
выступления стали два рекорда круга во Франции и Испании и победа в Спа. Фарина также
выиграл еще три гонки, но они не входили в зачет чемпионата.
Сезон 1952 года получился в некоторой степени "переходным". FIA резко изменила технические
требования к автомобилям. В следствии чего Alfa Romeo вообще покинула чемпионат, а
остальным пришлось выступать на машинах "Формула-2". Джузеппе Фарина перешел в "Феррари",
но там уже была своя прима-Альберто Аскари. Не дав ни одного шанса все более стареющему
Фарине, Аскари победил во всех гонках, в которых принимал участие и стал чемпионом
мира. "Нино", демонстрируя стабильную езду (вторые места в Бельгии, Франции, Германии и
Нидерландах) занял второе место. Слабым утешением для него стали победы во внезачетных
Гран-При в Неаполе и Монако.
Несмотря на два не совсем удачных года, и в 1953 "Нино" продолжал считаться топ-пилотом.
Он даже мог стать во второй раз Чемпионом мира, победи на этапе в Берне. Но "неистовый
Альберто" не подчинился приказам из боксов, когда начал барахлить карбюратор на его
машине, выжав все возможное и невозможное из загибающейся машины, он в безумном стиле
обошел сначала Хоторна, а потом и Фарину. Эта победа принесла ему второй подряд титул и
очередное разочарование для Джузеппе. Итоговые семь вторых мест и победа на "Тысячи
поворотов" Нюрбургринга принесли ему только третье место. В зачет все продолжали идти
только четыре лучших результата. Он отстал от занявшего второе место Фанхио на 1,5 очка.
Помимо этого было еще одно печальное "достижение", о котором очень не любят вспоминать
в "Феррари". В гонке открытия сезона.53 в Аргентине во время обгона Аскари "Нино" не
справился с управлением своей машины и вылетел через ограждения прямо в толпу зрителей.
Итогом стала смерть 9 ранения 40 человек.
1954 стал самым неудачным в карьере. Во вотрой гонке сезона-"1000 км Монцы" Джузеппе попал
в страшную аварию. Его машина загорелась, а сам он получил тяжелейшие ожоги и весь год
провел в больницах.
Травмы, которые не позволили ему полностью восстановиться, наложили негативный отпечаток
на сезон 1955 года. Числясь пилотом Феррари он все же не смог провести полностью весь
чемпионат, приняв участие только в отдельных гонках. Любопытно сложилась гонка в
Аргентине. В ней "Нино" занял 2-ое и 3-е место одновременно, заработав 0,33 очка.
Возможность пересаживаться из машины в машину все продолжала действовать, и Фарина на
этапе осуществил подобное два раза. Так как машины, в которых он ехал, пришли к финишу
второй и третьей, то очки были поделены между тремя гонщиками. Последней его гонкой стал
Гран-При Бельгии. Управляя Ferrari 555 Supersqualo, Джузеппе Фарина занял третье место
следом за Mercedes-Benz W 196, которым управляли Фанхио и Стирлинг Мосс.
Увы, последствия от ожогов все более усиливались и в 49 лет Джузеппе "Нино" Фарина
покинул "Большие Призы". К этому решению его подтолкнула, по словам современников,
серьезная авария, случившаяся на тренировке к Гран-При Италии. Тогда на его машине по
полной скорости лопнула покрышка и он чудом не пострадал. Будучи жестким и черствым
человеком, он тем не менее испытал серьезное потрясение. Видимо, оно и стало решающим.
Попытка в 1956 году "найти счастье" в Инди-500 закончилась столкновением с Кейтом Эндрюсом
и разбитой машиной. На старт гонки он не вышел, впрочем, как и на следующие гонки вообще.

А после жизнь вне гонок и смерть за рулем.
Оставив гоночную карьеру, Фарина занялся импортом "Ягуаров" В Италию, а чуть позже
откликнулся на предложение своей первой команды и стал торговым представителем Alfa Romeo.
30 июня 1966 года (тогда ему было чуть меньше 60-ти) Фарина спешил на "Lotus Cortina" в
Реймс на Гран-При Франции. Вообще-то, и после ухода он не бросил гонщицкие привычки и
водил машину почти на грани фола. Так же он ехал и в то утро по скользкой после дождя
дороге. В одном из поворотов машину занесло, "Нино" не смог поймать управление и ударился в
телеграфный столб. Эта авария стала для него последней. Джузеппе "Нино" Фарина скончался на месте, не приходя
в сознание. Так трагически оборвалась жизнь Первого в истории автогонок Чемпиона
мира Формулы1 .


Вообще период "пятидесятых" в "Формуле-1" часто называют эпохой джентельменов , когда решающим
заслуженно считалось именно спортивное мастерство водителя. Джузеппе "Нино" Фарина
старался и в полной мере соответствовал образу гонщика-джентельмена. На трассе он
демонстрировал безоглядную волю к победе, но временами был и непредсказуем. Недаром,
несмотря на хладнокровие и малую эмоциональность во время гонок, его соперники поражались
бесстрашию Джузеппе. Они утверждали, что во время Гран-При создавалось впечатление, будто
за ним гнался дьявол, а перед ним летел ангел. Ему приписывают авторство расслабленного стиля пилотирования с вытянутыми руками, который
позже позаимствовали Стирлинг Мосс и другие знаменитые гонщики. Кроме того, во время гонок Фарина громко
пел!