|
|
|||||||
Чем дальше, тем сложнее найти факты, воспоминания, описания и другую информацию о происходившем в мире Гран-При и в частности "Формулы-1". Вот и о Джузеппе Фарина-первом чемпионе в истории гонок "Формула-1" приходилось собирать информацию по обрывкам статей, отрывочным высказываниям современников, выуживать из протоколов гонок и т.д. Получилось то, что получилось. Поэтому прошу не судить строго, если получилось несколько отличным от того, как писал раньше. И пусть где-то вышло даже можно сказать стенографично, но не рассказать о Джузеппе "Нино" Фарина нельзя. Выходец из "эпохи тридцатых". Джузеппе "Нино" Фарина родился 30 октября 1906 года в Турине. Это прозвище-"Нино", ставшее взрослому гонщику почти официальным, появилось еще в раннем возрасте из ласкательного "Джузеппино". Его отец, глава многодетной семьи, помимо любительства к автоспорту, стремился и к финансовому благополучию. В год рождения "Нино" он основал кузовную мастерскую, дабы постараться хорошо зарабатывать и дать образование своим детям. Это у него получилось. Но помимо этого, он сумел передать Джузеппе свою страсть к гонкам. В 14 лет "Нино" получил от отца в подарок малолитражный 2-цилиндровый спортивный автомобиль "Temperino". Это обстоятельство, как некий специфический автомобильный воздух, с самого рождения окружавший мальчика, оказали влияние на выбор будущего чемпиона. Семейное кузовное дело через некоторое время возглавил родной брат отца и дядя маленького Джузеппе-Джованни Батиста Фарина, которого за невысокий рост в свою очередь прозвали "Пинин" (коротышка). Он и превратил в итоге полукустарную мастерскую в знаменитую кузовостроительную фирму "Pininfarina". Обладая определенным финансовым благополучием, Фарина окончил Туринский университет, получив степень доктора экономики и права. Учась в университете, Джузеппе с 19 лет по- настоящему увлекается автоспортом. Первая же его гонка в 1932 году Aosta-Grand St. Bernar, проходящая по горным перевалам между Италией и Швейцарием, стала проверкой характера. На одном из виражей он попал в аварию и оказался в больнице с переломами и ушибами. Произошедшая неудача не остановила Джузеппе, а армейская служба в кавалерии способствовала дальнейшей спортивной и духовной закалке Фарины. Все это и помогло "Нино" в начале 30-х годов научиться укрощать уже "железных скакунов"-Maserati и Alfa Romeo. Кроме того, его покровителем и наставником стал сам легендарный Тацио Нуволари! Гоночная жизнь до "Формулы". Победа на Гран-При Чехословакии в 1934 году в младшем классе "вуатюред" стала не только самым крупным успехом для Фарины на тот момент, но и позволила прийти в профессиональную команду Alfa Romeo, которой в те годы руководила еще одна легендарная личность-Энцо Феррари. Несмотря на то, что в 30-е годы на гоночных трассах доминировали в основном немецкие заводские команды Mеrcedes-Benz и Auto Union, гонщики Alfa Romeo достойно сражались и компенсировали недостаток мощности мотора своим мастерством. Одним из них был именно Джузеппе Фарина. В 1937 году он начал выступать в кольцевых гонках и сначала выиграл Гран-При Неаполя, а потом и стал чемпионом Италии. Повторив подобный успех в 1938 и 1939 годах. Помимо этого, он одержал несколько побед в классе "1,5 литра с компрессором", в том числе на Alfa Romeo 158 "Альфетте" выиграл последнюю довоенную гонку-Гран-При Триполи. Для не успевших вовремя покинуть Германию и Италию гонщиков, период войны стал сложным этапом жизни, но ни один из них не запятнал свою совесть преступлениями. Правда, не один и не боролся с фашизмом. В 1946 году автоспорт возродился и "Нино" возвратился в него. В первой проводимой гонке Джузеппе не повезло, но уже в следующей-Гран-При Наций, проходившей в Женеве, его Alfa Romeo была первой. Он опрередил Тросси и Вимилля. Концовка сезона проходила в Монце. Из-за того, что победу в команде заранее спланировали для Тросси, Фарина ушел, громко хлопнув дверью. Некоторые даже предположили, что он навсегда отказался выходить на трассу, но в 1948 он вернулся уже не только гонщиком, но и владельцем команды. Выступая на Maserati 4 CLT, Фарина одержал победы в Монако и Женеве. Тогда же "Нино" опробовал новую Ferrari-125 с компрессором своего старого знакомого Энцо Феррари. На ней он победил в Lago di Garde и совершил успешное турне по Южной Америке, выступая в гонках "свободной Формулы", где одержал победу в Мар-дель-Платы. По возвращении на следующий, 1949, год в Европу Фарине пришлось выступать за "Мазерати", так как вакансий в Феррари уже не было, а Alfa Romeo, в преддверии первого официального чемпионата мира, взяла паузу для капитальной форсировки пожилой "Альфетты". В итоге он поставил два рекорда круга в Спа и Берне, а в Лозанне и Розарио добился победы. Именно в Лозанне Джузеппе встретился в первый раз со своим будущим соперником по "Формуле-1"-Хуаном- Мануэлем Фанхио. В конце сезона Фарина стал вторым в престижной гонке International Trophy. Однако, Maserati 4 CLT конструктивно уступала "Феррари" и на ней было почти невозможно выиграть в следующем году Чемпионат мира "Формулы-1". Это предопределило возвращение Фарины в Аlfa Romeo. Первый Чемпион. Везде первый. Кратко о том, самом первом, чемпионате можно следующим образом: первый мира "Формула-1" проходил в острейшей борьбе 43-летнего Фарины с ветераном-51-летним Луиджи Фаджиолли и "юным" 39-летним аргентинцем Хуаном-Мануэлем Фанхио (всем вместе им было 133 года!!!). Вообще-то, та команда трех "Фа" не знала себе равных, и нет ничего удивительного, что победа досталась одному из участников, ездивших на Alfa Romeo. И борьба среди них была до самого последнего метра трассы. На первом этапе, в английском Сильверстоуне, Фарина пришел первым, а Фанхио сошел за семь кругов до финиша. На втором, в Монако, Фанхио спровоцировал массовый завал, а избежавший его Фанхио, спокойно доехал до финиша. В Швейцарии очередность повторилась. Самое интересное, что первых трех гонках каждый из них брал максимальное количество очков-9, 8 за победу и одно за лучший круг. Только в Бельгии, на знаменитой 14-километровой трассе, они поделили победные очки: Фанхио получи 8 очков за первое место, а Фарина 4 очка за 4- ое место и одно за лучший круг. На Гран-При Франции на машине "Нино" сломался бензонасос и он сошел. Гонку снова выиграл Фанхио и вырвался в зачете вперед. Но на последнем этапе он смог завоевать только одно очко за лучший круг, а Джузеппе финишировал первым. Что и позволило ему стать Чемпионом мира. Это сухая выжимка. Я же предлагаю более подробно остановиться на двух гонках-первой и последней. IMНО, это вполне логично. 13 мая 1950 года. Сильверстоун. Первый этап Чемпионата мира гонок Формула-1 . Автомобили Alfa Romeo 158 заняли на той гонке весь первый ряд. Тогда в первом ряду стояло по четыре машины. Поул завоевал Фарина, на 0,2 отстали Луиджи Фаджиолли и Фанхио. Они показали абсолютно одинаковый результат: 1.51,0. Четвертую позицию занял приглашенный на эту гонку в команду Рег Парнелл. Ставший же пятым Принц Бира проиграл времени поула почти две(!) секунды. Подавляющее преимущество Alfa Romeo продолжилось и в гонке. Фарина вырвался вперед с самого старта и уже на втором круге показал итоговое лучшее время-1.50,6. К пятому кругу четверка оторвалась настолько, что всем стало ясно: никто не сможет вклиниться в их борьбу. Шедший вторым Фаджиолли на десятом круге сумел обогнать "Нино", всего несколько кругов спустя Фарина возвращает себе лидерство. На 37-м круге Джузеппе заезжает на пит- стоп (к этому времени лидеры опережали всех на круг) и через 25 секунд возвращается на трассу третьим. Но через круг и Фаджиолли с Парнелом в свою очередь заезжают на пит-стоп и Фарина окончательно выходит вперед. Оставшиеся 31 круг до финиша "Нино" Фарина успешно сдерживал атаки товарищей по команде и через 70 кругов после старта финиширует первым. Одновременно совершая первый и единственный в карьре "Формулы-1" хет-трик: поул, победа и лучший круг в гонке. Троица Alfa Romeo заняла весь подиум, а финишировавшего вторым на Lago Ива Жиро-Кабанту опередила на два круга. 03 сентября 1950 года. Монца. Самое интересное в том, что внимание мировой автоспортивной прессы в тот день привлек вовсе не вопрос того, кто станет Чемпионом мира, а наметившееся к концу сезона соперничество новой "Феррари" с 4,5 литровым двигателем V12 со "старушкой "Альфетт". Но нас-то интересует именно вопрос чемпионства. Итак, перед последним этапом сложилась следующая ситуация: так как в зачет личного первенства шло четыре лучших результата (по системе 8-6-4-2 и одно очко за быстрый круг), то лишь Луиджи Фаджиолли почти исчерпал лимит , имея четыре результативных финиша. Правда все результативные баллы он получил за финиш на втором месте. Поэтому ему надо было обязательно финишировать первым, чтобы постараться опередить Фанхио и Фарину, так как у них на тот момент было всего по три результативных финиша. А если учесть еще и то, что все претенденты на титул имели совершенно одинаковые автомобили, предстоящее сражение выглядело весьма привлекательным. Дополнительную интригу, как и ожидалось, внесла новая "Феррари". В среду, накануне гонки, Альберто Аскари на "Ferrari 375" сходу показал 1.59,00. Он превзошел предыдущий рекорд трассы, установленный Санези, естественно, на Alfa Romeo, и равнявшийся 2.00,4. Все оставшиеся два дня тренировок пилоты Alfa Romeo пытались превзойти время Аскари, но тот, словно издеваясь, проехал еще быстрее-за 1.58,8. Только в самом конце тренировок, неимоверным усилием, Хуан-Мануэль Фанхио выжал из старушки "Альфетт" 1.58,6 и вырвал поул. Дабы увеличить конкурентоспособность, перед гонкой на машины Фарины и Фанхио поставили новые моторы с повышенным наддувом мощностью 360-370 л.с. У "Феррари" же мотор был без компрессора. Первый ряд выглядел следующим образом: на поуле стоял Хуан-Мануэль Фанхио, вторым был Аскари, а с третьего по пятое занимали на Alfa Romeo Фарина, Консальво Санези и Фаджиолли соответственно. Старт дан и 70000 зрителей погнали гонщиков вперед. Аргентинские болельщики развернули транспарант "Viva Fangio". Фарина, Фанхио и Санези сразу вырвались вперед. Дело в том, что "Феррари" со своим V-образным двигателем была не очень приемистой, но зато очень быстрой. Уже в конце первого круга Аскари вернул себе второе место и в повороте Десент висел на хвосте Фарины. Скорость лидеров на отдельных участках доходила до 275 км/час и они постепенно стали отрываться от преследователей. На 7-ом круге Серафини на второй 4,5-литровой "Феррари" прошел Фаджиолли и к нему быстро приблизился Соммер на Talbot мощностью всего 210 л.с. И чуть позже к ним прибавился на Simca Тринтиньян. На 12- ом круге сгорела коробка передач у Санези и он сошел. После 14 круга Аскари удается опередить Фарину, но через два круга после атаки "Нино" теряет лидерство. Еще шесть кругов он атакует, но неожиданно автомобиль теряет скорость и Аскари приходиться завернуть в боксы. Чуть позже участь выбывания постигает и Фанхио, на его автомобиле ломается коробка передач. Но на 37-ом круге во время дозаправки своего партнера Таруффи Хуан-Мануэль Фанхио пересаживается в его автомобиль и возобновляет борьбу в гонке. Как бы это не звучало дико, но в то время правила разрешали подобный маневр . После всех дозаправок среди лидеров сложилась следующая ситуация: первым шел Фанхио, за ним с отставанием около минуты Фаджиолли, следом Серафини (в 6 секундах от Фаджиолли) и Соммер. Серафини заезжает в боксы для замены колес и в его машину садится Аскари, проделывая "трюк" а-ля Фанхио. После остановки он оказывается за Фаджиолли, проигрывая уже круг. И тут сгорает двигатель на второй машине Фанхио. К 41-му кругу ситуация впереди пелетона сложилась следующая: впереди продолжал идти Фарина, отставая на 2 минуты и 15 секунд Фаджиолли, Аскари, удущий как сумасшедший Соммер, Этанселен и Розье. К 60-му кругу Фарина получил сигнал из боксов и немного сбавил темп. К тому времени он опережал Фаджиолли на минуту и тридцать секунд, а Аскари и того больше. Благо тот потерял еще некоторое время, заехав в боксы для проверки покрышек. После остановки на вторую дозаправку Фаджиолли Альберто Аскари смог выйти на второе место и снова устремился в погоню за Джузеппе Фарина. "Нино" показывал своему шефу, сто послушно выполняет его команды, поднимая ногу с педали газа во время проезда мимо боксов. Аскари же гнал свою "Феррари" во всю прыть, сокращая время отставания. За 10 круг оно уменьшилось с 1.55 до 1.19, но тут закончилась дистанция. Джузеппе "Нино" Фарина пересек финишную черту, раньше всех увидев перед собой клетчатый флаг, и стал первым Чемпионом мира гонок "Формула-1". Последующая гоночная жизнь. Славная, но не более. На следующий год для Alfa Romeo чемпионат уже сложился не так радужно , Подтянулись другие команды и особенно "Феррари". Для удержания лидерства пришлось до предела форсировать машину. В итоге двигатель был разогнан до 400 л.с. и машина получила индекс "159". В итоге победа снова досталась гонщику Alfa Romeo. Только не Нино , а его товарищу по команде Хуану-Мануэлю Фанхио. Сам же Джузеппе занял только четвертое место. Его опередили еще и гонщики "Феррари"-Альберто Аскари и Фелиппе Гонзалес. Итогом выступления стали два рекорда круга во Франции и Испании и победа в Спа. Фарина также выиграл еще три гонки, но они не входили в зачет чемпионата. Сезон 1952 года получился в некоторой степени "переходным". FIA резко изменила технические требования к автомобилям. В следствии чего Alfa Romeo вообще покинула чемпионат, а остальным пришлось выступать на машинах "Формула-2". Джузеппе Фарина перешел в "Феррари", но там уже была своя прима-Альберто Аскари. Не дав ни одного шанса все более стареющему Фарине, Аскари победил во всех гонках, в которых принимал участие и стал чемпионом мира. "Нино", демонстрируя стабильную езду (вторые места в Бельгии, Франции, Германии и Нидерландах) занял второе место. Слабым утешением для него стали победы во внезачетных Гран-При в Неаполе и Монако. Несмотря на два не совсем удачных года, и в 1953 "Нино" продолжал считаться топ-пилотом. Он даже мог стать во второй раз Чемпионом мира, победи на этапе в Берне. Но "неистовый Альберто" не подчинился приказам из боксов, когда начал барахлить карбюратор на его машине, выжав все возможное и невозможное из загибающейся машины, он в безумном стиле обошел сначала Хоторна, а потом и Фарину. Эта победа принесла ему второй подряд титул и очередное разочарование для Джузеппе. Итоговые семь вторых мест и победа на "Тысячи поворотов" Нюрбургринга принесли ему только третье место. В зачет все продолжали идти только четыре лучших результата. Он отстал от занявшего второе место Фанхио на 1,5 очка. Помимо этого было еще одно печальное "достижение", о котором очень не любят вспоминать в "Феррари". В гонке открытия сезона.53 в Аргентине во время обгона Аскари "Нино" не справился с управлением своей машины и вылетел через ограждения прямо в толпу зрителей. Итогом стала смерть 9 ранения 40 человек. 1954 стал самым неудачным в карьере. Во вотрой гонке сезона-"1000 км Монцы" Джузеппе попал в страшную аварию. Его машина загорелась, а сам он получил тяжелейшие ожоги и весь год провел в больницах. Травмы, которые не позволили ему полностью восстановиться, наложили негативный отпечаток на сезон 1955 года. Числясь пилотом Феррари он все же не смог провести полностью весь чемпионат, приняв участие только в отдельных гонках. Любопытно сложилась гонка в Аргентине. В ней "Нино" занял 2-ое и 3-е место одновременно, заработав 0,33 очка. Возможность пересаживаться из машины в машину все продолжала действовать, и Фарина на этапе осуществил подобное два раза. Так как машины, в которых он ехал, пришли к финишу второй и третьей, то очки были поделены между тремя гонщиками. Последней его гонкой стал Гран-При Бельгии. Управляя Ferrari 555 Supersqualo, Джузеппе Фарина занял третье место следом за Mercedes-Benz W 196, которым управляли Фанхио и Стирлинг Мосс. Увы, последствия от ожогов все более усиливались и в 49 лет Джузеппе "Нино" Фарина покинул "Большие Призы". К этому решению его подтолкнула, по словам современников, серьезная авария, случившаяся на тренировке к Гран-При Италии. Тогда на его машине по полной скорости лопнула покрышка и он чудом не пострадал. Будучи жестким и черствым человеком, он тем не менее испытал серьезное потрясение. Видимо, оно и стало решающим. Попытка в 1956 году "найти счастье" в Инди-500 закончилась столкновением с Кейтом Эндрюсом и разбитой машиной. На старт гонки он не вышел, впрочем, как и на следующие гонки вообще. А после жизнь вне гонок и смерть за рулем. Оставив гоночную карьеру, Фарина занялся импортом "Ягуаров" В Италию, а чуть позже откликнулся на предложение своей первой команды и стал торговым представителем Alfa Romeo. 30 июня 1966 года (тогда ему было чуть меньше 60-ти) Фарина спешил на "Lotus Cortina" в Реймс на Гран-При Франции. Вообще-то, и после ухода он не бросил гонщицкие привычки и водил машину почти на грани фола. Так же он ехал и в то утро по скользкой после дождя дороге. В одном из поворотов машину занесло, "Нино" не смог поймать управление и ударился в телеграфный столб. Эта авария стала для него последней. Джузеппе "Нино" Фарина скончался на месте, не приходя в сознание. Так трагически оборвалась жизнь Первого в истории автогонок Чемпиона мира Формулы1 . Вообще период "пятидесятых" в "Формуле-1" часто называют эпохой джентельменов , когда решающим заслуженно считалось именно спортивное мастерство водителя. Джузеппе "Нино" Фарина старался и в полной мере соответствовал образу гонщика-джентельмена. На трассе он демонстрировал безоглядную волю к победе, но временами был и непредсказуем. Недаром, несмотря на хладнокровие и малую эмоциональность во время гонок, его соперники поражались бесстрашию Джузеппе. Они утверждали, что во время Гран-При создавалось впечатление, будто за ним гнался дьявол, а перед ним летел ангел. Ему приписывают авторство расслабленного стиля пилотирования с вытянутыми руками, который позже позаимствовали Стирлинг Мосс и другие знаменитые гонщики. Кроме того, во время гонок Фарина громко пел! |