ЖЫрный Ачкарик
( )
23/06/2011 21:23:39
Re: чуть добавлю +

Цитата:

радиация там действительно выше, но как же тогда космонавты по полгода, а то и больше на орбите болтаются?


Я канешна не являюсь специалистом по радиационной защите экипажей летательных и космических аппратов, но соображения следующие:

1) Защита самолетов от радиационного излучения отличается (ниже) чем защита КА.

Довести уровень радиации в самолёте до допустимого не представляется возможным из-за вырождения конструкции самолёта.

Как известно радиационная защита обеспечивается в основном свинцовосодержащими материалами и при покрытии ими (даже тонким слоем) большой поверхности салона «набирается» значительный вес конструкции, соответственно уменьшающий полезный вес. Таким образом, если салон крупного авиалайнера сделать полностью радиационно-защищённым, то вмещать он будет не более 100–150 пассажиров и полностью пропадает экономическая выгода от эксплуатации такого самолёта. Поэтому был найден компромисс и выработаны международные договорённости о допустимости дозы облучения пассажиров, поскольку из-за её кратковременного воздействия опасность для организма человека минимальна. Например, по расчётам, за пять часов пребывания в полете, на высоте 11000 метров, авиапассажир получает радиационную дозу, соответствующую одному рентгеновскому просвечиванию грудной клетки. Поэтому для людей, часто летающих по делам, для летчиков, стюардесс — космическая радиация может быть серьезной проблемой, хотя кабина пилотов и имеет значительно большую защиту, по сравнению с пассажирским салоном.
(с)

2) Структура и интенсивность радиационного излучения на рабочих эшелонах высот современных самолетов и на высоте орбит КА могут существенно отличаться.

3) При облучении последствия существенно зависят от суммарной накопленной дозы. Полгода в космосе - это примерно 4400 часов. И такой полет у космонавта обычно бывает один раз за всю жизнь. У летчиков же величины налета к концу срока их службы обычно измеряются несколькими десятками тысяч часов.

Я так думаю (с)