Взято отсюда web page
В новом кодексе об административных правонарушениях одной из самых спорных является статья 12.15 ч.3, предусматривающая наказание за выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенной для встречного движения, в случаях, когда это запрещено ПДД. Юристами, сотрудниками ГИБДД (ГАИ), правозащитниками и простыми водителями сломано множество копий в споре о том, когда именно применима данная статья КоАП, предусматривающая в том числе и лишение права управления на срок до 4 месяцев. По сути, спор идет вокруг двух моментов – пересечение сплошной линии разметки с выездом на встречную на двухполосной дороге и поворот налево или разворот через сплошную (или сплошные) линии разметки. Судя по количеству спорных дел, точку в данном вопросе может поставить только Верховный суд РФ. А пока суд да дело, рассмотрим парадоксальный случай, когда фактическое движение вашего автомобиля "по встречной" никак не подпадает под действие данной статьи. И хотя сотрудники ДПС, возможно, будут иметь другое мнение, в нашей стране строгость законов всегда компенсируется необязательностью их исполнения. Итак, вечер. Душно. Усталость, накопившаяся за рабочий день. Хочется домой. А вы стоите в пробке уже больше часа. Рядом медленно ползут трамваи. Они хоть как-то, но ползут. И вот вы выбираетесь следом на рельсы. Увы, но трамваи тоже иногда останавливаются. А рядом соседние свободные трамвайные пути. И встречного трамвая не видно… Левый "поворотник", газ в пол, и 300 метров с ветерком. Прямо до инспектора ДПС, который остановит вас привычным взмахом жезла. И будет абсолютно прав. Но вот в чем именно? Прав инспектор будет в том, что вы, безусловно, нарушили пункт 9.6 ПДД в части "…Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.8.1 или 5.8.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается". Если дело происходит на перекрестке, то налицо нарушение требований дорожных знаков, за которое, согласно статье 12.16, предусмотрен штраф в размере 0.5 МРОТ. А вот если дело происходит на прямом участке, все не так просто. Да, нарушение в виде выезда на трамвайные пути встречного направления вы совершили. Однако ответственность за него ни статьей 12.15 ч.3 КоАП РФ, ни какой-либо иной статьей НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА. И внимательно изучив соответствующую статью и ПДД, в этом легко убедиться. Статья 12.15 ч.3 предусматривает наказание за выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, когда это запрещено ПДД. Раздел 1 ПДД содержит определения понятий и терминов, используемых в ПДД, в том числе определение понятий "дорога" и "проезжая часть". "Дорога" – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. "Проезжая часть" – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Вывод очевиден: выезд и движение по трамвайным путям встречного направления, другими словами по элементу дороги, предназначенному для движения трамваев, никоим образом не является выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенной для встречного движения. Если инспектор, остановивший вас, укажет на нарушение пункта 9.6 ПДД, проведет с вами профилактическую беседу и попросит более не нарушать единые для всех правила – он будет абсолютно прав. А если он решит задержать ваше водительское удостоверение, ссылаясь на статью 12.15 ч.3 КоАП РФ и пункт 9.2 ПДД, то приведенный ниже образец жалобы, заранее подготовленный до совещания группы разбора, поможет вам отстоять вашу правоту. Остается только добавить, что, даже несмотря на такой вот "пробел" в законодательстве, двигаясь по трамвайным путям, необходимо соблюдать особую осторожность. Когда-нибудь трамвай не сможет свернуть в сторону, и тогда необязательность исполнения законов может обернуться для вас компенсацией серьезного материального ущерба.
--------------------
|